Зафун (Xaphoon)

Зафун (Xaphoon) - уникальный духовой инструмент, обладающий глубоким звуком саксофона, или кларнета, и в то же время легкий и портативный. Зафун идеален как для начинающих, так и для опытных исполнителей. Зафун разработан так, чтобы его можно было носить с собой, играть и распространять радость повсюду, куда бы вы ни направлялись.

Используя всю выразительную мощь саксофонной трости, Зафун отличается полностью хроматическим двухоктавным диапазоном, обеспечивая при этом чрезвычайную подвижность исполнения. Опытный исполнитель найдет Зафун способным воспроизводить утонченные оттенки и живую мощь саксофона. Для начинающего Зафун будет простым и забавным инструментом, а кроме того, игра на нем будет хорошей практикой для освоения других тростевых инструментов.

Зафун - совершенно новый инструмент. Это и не саксофон, и не кларнет, и не блокфлейта. Поскольку он совершенно другой, предоставляются широкие возможности для экспериментов. Чувствуйте себя свободно - здесь нет правил!.

Знакомство с инструментом

Зафун состоит из четырех частей: корпуса, саксофонной трости, медной лигатуры для крепления трости, и пластикового колпачка для защиты хрупкой трости при хранении или переноске инструмента.

Расположение рук

Зафун имеет всего девять игровых отверстий, и пальцы на них располагаются как показано на иллюстрации справа. Левая рука расположена вверху, и ее большой палец закрывает отверстие на обратной стороне ствола (не видное на иллюстрации). Отверстие для большого пальца левой руки не является октавным отверстием (как это было бы у блокфлейты) - вместо этого следует его понимать как просто второе отверстие от верхнего конца инструмента. Оно расположено в этом месте только потому, что там расположен ваш большой палец. Это будет просто второе отверстие, которое вы будете закрывать при исполнении нисходящей гаммы.

Мундштук

Мундштук Зафуна объединен с его корпусом. Здесь нет отдельного мундштука, который можно было бы отделять, или заменять.

Чтобы добиться правильного звукоизвлечения, ваша нижняя губа должна обхватывать ваши нижние зубы. Ваши верхние зубы должны опираться непосредственно на верхнюю часть пластикового мундштука. Расположите мундштук достаточно глубоко во рту, чтобы позволить трости свободно вибрировать. Ваш язык должен быть убран, и не касаться какой-либо части инструмента.

Ваша нижняя губа должна входить в контакт с тростью приблизительно на уровне линии, показанной на иллюстрации справа. Часть трости, находящаяся выше указанной линии должна быть свободна от помех.

Как только вы приобретете некоторый опыт, вы обратите внимание, что перемещение вашей нижней губы выше, или ниже этой линии облегчает игру в нижнем, и в верхнем регистре соответственно.

Как образуется звук в тростевых инструментах

Если вы тщательно исследуете мундштук Зафуна, вы обратите внимание на небольшой зазор между тростью и краем мундштука. Этот зазор создает пространство, в котором вибрирует трость в то время, когда вы дуете сквозь него. Когда трость вибрирует, она изгибается то в сторону мундштука (перекрывая поток воздуха), то в противоположную сторону (что позволяет воздуху проходить). Если этот процесс открывания-закрывания-открывания-закрывания происходит 440 раз в секунду, Зафун издает звук, соответствующий ноте "Ля". Таким образом и действуют все тростевые инструменты - трость вибрирует на необходимой частоте, перекрывая, или открывая поток воздуха, поступающий в инструмент. Очень важно, чтобы трость была расположена так, чтобы она могла, изгибаясь, полностью перекрывать поток воздуха. Кроме того, важно, чтобы инструмент был расположен достаточно глубоко во рту, чтобы позволить кончику трости свободно вибрировать, не касаясь губ, зубов, и других частей рта, но, при этом, не на столько далеко, чтобы мешать вам исполнять низкие ноты.

В инструменте используется стандартная трость от тенор-саксофона, которую можно приобрести в любом музыкальном магазине. Обычно Зафун комплектуется тростью #2 1/2 , обладающей хорошей упругостью для универсального применения. Опытные джазовые саксофонисты могут пожелать использовать более жесткую трость, например, #3, или #4, чтобы получить более мощный звук. Люди, которые привыкли играть на блокфлейтах могут чувствовать себя более комфортно при использовании тростей #1 1/2 или #2, которые более мягкие, и играть на них попроще.

Расположение трости по отношению к краю мундштука критично для качественного звучания. Как показано на иллюстрации слева, края трости должны быть расположены вдоль края мундштука. Если трость расположена слишком низко, звук будет нечетким. Если трость будет расположена слишком высоко, потребуется больше дыхания для того, чтобы она начала вибрировать, а кроме того, она быстрее сломается.

Для получения лучших результатов, трость должна быть смочена (это обычно происходит естественным образом во время игры). Многие музыканты смачивают трость во рту перед игрой. Трости могут оставаться пригодными в течение многих тысяч часов игры, но в реальности многие трости оказываются сколотыми, сломанными, или немного деформированными, прежде чем они действительно состарятся. Если это произошло, новая трость всегда принесет вам более свежий и яркий звук. Подберите удобную для вас упругость трости.

Вибрато, управление губами, и точная подстройка

Вибрато - общая техника, используемая во всех тростевых инструментах. Ее нетрудно освоить, поскольку она использует то же самое движение губами, что и точная подстройка высоты звука, так что ее удобно осваивать в этом направлении.

Попробуйте, удерживая длинную ноту, делать небольшие регулярные "жевательные" движения нижней челюстью. Вы услышите, что высота звука повышается, или понижается в зависимости от давления нижней губы на трость. Попробуйте играть как поет певец - сначала возьмите ноту точной высоты, потом примените очень легкое вибрато с постоянным ритмом до конца ноты, потом закончите ноту снова на точной ее высоте. Также попробуйте преувеличенное движение губами, которое даст очень экспрессивные глиссандо. Каждое движение ваших губ будет отражаться в звуке.

Точная подстройка тона губами также необходима во время игры, как и рулевое управление при вождении автомобиля - даже на прямых участках вы должны быть внимательны, и вносить необходимые коррективы.

Обучение игре

Быстрый результат

Если вы никогда прежде не играли на тростевых инструментах, эта глава поможет вам быстро научиться, как извлекать из них звук. Если вы являетесь опытным саксофонистом или кларнетистом, вы можете пропустить следующие две главы, и перейти сразу к изучению аппликатурной таблицы, расположенной далее.

Как уже было отмечено в предыдущей главе, ваша нижняя губа должна быть обернута вокруг нижних зубов, чтобы таким образом образовалась "подушка" для трости. Ваши верхние зубы должны опираться непосредственно на верх пластикового мундштука.

Самый простой способ, чтобы получить ваш первый звук, это оставить все игровые отверстия открытыми, поместить инструмент мундштуком в рот так, чтобы нижняя губа опиралась приблизительно на середину трости, сжать губы вокруг мундштука, и дунуть так сильно, как только вы можете. Вы услышите очень громкий и пронзительный звук. Примите поздравления! Вы взяли вашу первую ноту! (Немного потренировавшись, и научившись управлять инструментом, вы сможете заставить эту ноту звучать более чисто, и получите высокую "Фа" второй октавы.

Если у вас не получилось издать звук, попробуйте продвинуть мундштук чуть дальше в рот, и повторите попытку. Регулировка давления губ на трость также может помочь в звукоизвлечении.

Теперь, когда вы научились извлекать звук, следующим упражнением будет игра нисходящей гаммы. Начните с позиции, когда все отверстия открыты. Извлеките верхнюю ноту, и, не переставая дуть, закрывайте отверстия одно за одним, начиная с верхнего, и слушайте звучание нисходящей гаммы. (Не забудьте закрыть отверстие под большим пальцем левой руки, расположенное на задней части корпуса, когда будете играть третью ноту гаммы!)

Продолжайте закрывать отверстия от верха до низа инструмента, пока все отверстия не окажутся закрытыми. Последняя нота должна быть самой нижней нотой диапазона инструмента, нижней "До".

Если вы находите, что некоторые ноты звучать несколько размыто, возможно, что одно, или несколько отверстий закрыты пальцами не плотно. Обратите внимание, что вы должны чувствовать отверстия пальцами, когда их закрываете. Если у вас не получилось пройти всю гамму сверху до низу, попробуйте по мере продвижения вниз уменьшать давление на трость (т.е. позвольте ей вибрировать более свободно).

Некоторые новички из тех, что прежде играли на блокфлейтах, бывают удивлены, сколько дыхания требуется, чтобы заставить инструмент звучать. Поскольку Зафун использует трость, а не свистковое устройство (источник звука, используемый в блокфлейтах), требуется большее давление воздуха. Не беспокойтесь - так же, как верховая езда получается более естественной со временем и с практикой, также и вы обратите внимание, что требуемое количество дыхания, необходимое для того, чтобы музыка текла более свободно, со временем сильно сократится.

Верхний регистр

Если вы успешно научились играть вышеизложенные упражнения, вы обратили внимание, что можете уже исполнять полторы октавы (от "До" до "Фа") из двухоктавного диапазона Зафуна. Изменив позицию губ на трости, и немного сместив инструмент во рту, вы сможете добраться и до верхнего регистра (от высокой "Соль" до высокой "До").

Верхний регистр - это те звуки, которые обычно непроизвольно извлекает на Зафуне новичок, когда извлекает свои первые ноты. Чтобы перейти в верхний регистр, вы должны немного изменить позицию губ, продвинувшись немного ниже зеленой линии, отмеченной на иллюстрации в одной из предыдущих глав, и при этом оказывая на трость несколько большее давление.

(Вы могли заметить, что "Фа-диез" вроде бы как отсутствует в верхнем регистре. Вы можете получить его просто играя просто "Фа", и прилагая к трости большее давление, чтобы чуть-чуть подтянуть ноту вверх. Некоторые исполнители получают тот же результат, играя высокую "Соль" с меньшим давлением губ на трость.)

Несколько попрактиковавшись, вы сможете играть полную гамму До-мажор в двух октавах, свободно переходя между нижним и верхним регистрами. Следует, однако, заметить, что некоторые начинающие исполнители совершено счастливы, исполняя сотни миллионов песен, которые требуют только первых полутора октав нижнего регистра.

Аппликатурная таблица

При игре на Зафуне все пять пальцев левой руки зажимают игровые отверстия в верхней части инструмента, в то время как четыре пальца правой руки располагаются внизу. (Большой палец правой руки не используется). Особенно постарайтесь обращать внимание на то, чтобы вы чувствовали пальцами края отверстий, что они плотно закрыты по всем краям. Зажимание игровых отверстий не должно требовать больших усилий пальцев.

Тем из вас, кому требуются точные и подробные указания, следует изучить на подсказку ниже.

  1. Указательный палец левой руки - согнут в обоих суставах, кончик пальца закрывает отверстие
  2. Большой палец левой руки - составляет прямой угол с инструментом, подушечка пальца закрывает отверстие
  3. Средний палец левой руки - согнут только в главном суставе, продолжаясь прямо до отверстия, подушечка пальца закрывает отверстие.
  4. Безымянный палец левой руки - так же, как и средний
  5. Мизинец левой руки - полностью выпрямлен, кончик пальца закрывает отверстие.
  6. Указательный палец правой руки - слегка согнут.
  7. Средний палец правой руки - почти согнут, продолжается прямо, подушечка пальца закрывает отверстие.
  8. Безымянный палец правой руки - полностью касается среднего пальца, подушечка пальца плоско закрывает отверстие.
  9. Мизинец правой руки - выпрямлен, кончик пальца закрывает отверстие

История инструмента

Оригинальный Зафун (Xaphoon) был изобретен Брайаном Ли Уитменом (Brian Lee Wittman), музыкантом, который живет на острове Мауи на Гаваях. Более двадцати пяти лет Брайан изготовляет зафуны из бамбука, который растет на острове в диком виде. Бамбук замечательно обрабатывается обжигом, что придает обаяние старинного ручного производства. Брайан оценивает количество изготовленных за все годы зафунов более чем в сорок тысяч инструментов.

История Брайана

Я создал более сорока тысяч инструментов за все годы, и все благодаря одному инструменту, который я сделал по просьбе ребенка. Маленький мальчик жил со своей мамой в палатке среди деревьев, и слышал, как я играю на саксофоне (дорогая металлическая разновидность инструмента). Он вежливо приблизился, и отважно спросил, не найдется ли у меня еще один такой же, небольшой, для того, чтобы и ему тоже поиграть. —Почему бы и нет? Я развернулся, и вырезал из бамбука небольшую продольную блокфлейту. Ее звук был хриплым и слабым, и не удовлетворил никого из нас. У меня было небольшое точило, которое я использовал для изготовления из дерева некоторых лодочных снастей, и, повинуясь внезапному вдохновению, я приложил флейту к точильному кругу, и срезал один край мундштука под углом, и немножко подправил форму так ,чтобы получилась саксофонная трость. Прикрепив трость шнурком, я выдул пробную ноту... Она пела!

Ребенок был восхищен, и не мог дождаться, чтобы заполучить его. Я передал ему инструмент, но тут же сделал для себя еще один, в этот раз, немного более длинный, и приделал мундштук, чтобы я мог слышать тон, когда определял положение игровых отверстий. Как ни странно, у меня получилась достаточно приемлемая гамма Ми-мажор. Я не смог отложить инструмент, я даже играл одной рукой, когда ехал на машине в город, не обращая внимания на спидометр, пока не услышал сирены.

В конце концов я добрался до репетиционной студии, где я должен был найти главного героя. Мистер Айрто Мориерра (Airto Morierra), бразильский перкуссионист, как раз джемовал здесь с моими любимыми участниками ансамбля. Я начал играть на моем новом инструменте, и обнаружил, что его сильный теплый звук может быть таким же полным, как и звук саксофона, и хорошо усиливается электроаппаратурой. Айрто был очарован, и я предложил этот инструмент №2 в качестве знака моего уважения к его музыке.

Итак, я сделал третий экземпляр, и играл на нем на концертах. Люди подходили, и спрашивали: "Где ты его взял? ... Ты его сделал? А ты можешь сделать и для меня? ... Что значит, у тебя нет времени?! - Вот мои деньги!" Таким образом получился небольшой бизнес. Название инструмента было составлено из "bamboozaphone", потом перешло в "bamboozafoon", потом в "bamboo zafoon", и, наконец, просто "zaphoon", или также "xaphoon". В конечном счете, я перебрался поближе к бамбуковым лесам, и даже получил патент в некоторых странах. И пока я отвечал на письма, и выполнял заказы, пробежали годы. Мои дети родились в домашней мастерской по производству бамбуковых саксофонов, и слышали их звуки еще в утробе матери.

Инструменты, которые я произвожу на продажу все эти годы не сильно отличаются от первых экспериментальных моделей. Я сконструировал несколько более длинных инструментов с коническим раструбом (обычно, из коровьего рога), но после, вместо того, чтобы усложнять конструкцию дополнительными деталями, я выбрал концепцию "одна палка" с мундштуком, вырезанным непосредственно на одном из концов корпуса инструмента. К счастью, бамбук по своей природе располагает к такой конструкции, если он тщательно отобран в лесу по правильной длине и диаметру.

После некоторых экспериментов я в конце концов нашел удобное расположение отверстий и аппликатуру, которые позволяли исполнять хроматические гаммы в пределах двух октав, хотя инструмент оставался изначально диатоническим. Например, мне было бы проще играть До-диез на инструменте строя "До", или играть рифф в этой тональности на последующие смены аккордов, но не имело бы смысла транспонировать всю песню в До-диез-мажор. Это потребовало бы слишком большого усложнения аппликатуры ("вилок"), а также подстройки тона губами.

В общем, я ограничился выпуском инструментов в строе "До", большей частью для того, чтобы не смущать новичков большим выбором. Я буду рад сделать инструмент любого строя, но только если это еще будет интересовать покупателя после того, как он получит определенные навыки при игре на инструменте в строе "До". На инструментах строя "До" хорошо играть в тональностях D, F, G, Gm, Dm, Am, и т.д.

Некоторые мои покупатели удивляли меня использованием зафуна в совершенно разных стилях - от барокко до перуанской, ирландской, или африканской музыки. Я высоко ценю записи, которые мне порой присылают мои покупатели. Можно себе представить, что реальное создание сорока тысяч экземпляров чего-либо могло бы быть скучным, так что получаешь удовлетворение от того, что меня воодушевляют мои покупатели (а также и возможность кормить мою семью). Это большая награда получать заказы из отдаленных мест, и это помогает мне делать то, что я умею.

Пластиковый Зафун

Мировой спрос на Зафун Брайана был столь высок, что в 2000 году были произведены изыскания на тему создания высококачественной версии его инструмента, пригодной для массового производства. Специалисты фирмы Indiana Plastics продемонстрировали немалый талант и преданность делу, чтобы совершить этот важный труд. (Если вы задумали изготовлять высококачественные и высокоточные пластиковые инструменты, просто посмотрите полную историю на сайте Зафуна: http://www.xaphoon.com).

Уход за инструментом

Зафун сделан из тех же высококачественных материалов, что и многие кларнеты и гобои. Поэтому изделие совершенно не требует особенного ухода. Вы можете поддерживать инструмент в практически новом состоянии, производя очистку раз в год. Некоторые музыканты любят после игры протирать начисто инструмент изнутри. Если внешний вид инструмента не очень важен для вас, Зафун может использоваться в качестве перкуссионного инструмента (как барабанная палочка, или деревянный блок). Для получения более изысканного звука стиральной доски, вы можете взять колпачок, и водить им по игровым отверстиям. Как уже было сказано выше, Зафун - новый инструмент, и здесь нет правил!

Устранение неисправностей

Внешнее проявлениеПредлагаемые действия
Я не могу извлечь звук, не зависимо от того, насколько сильно я дую

Вероятно, это происходит по причине того, что трость не может свободно вибрировать. Попробуйте поместить инструмент несколько глубже во рту, потом оставьте все отверстия открытыми, и дуйте так сильно, как только можете. (Это повысит шансы, появления звука, а для получения более удовлетворительного звука потребуется некоторая тренировка.)

Также следует проверить правильное расположение трости - края трости должны располагаться вдоль краев мундштука

У меня получается извлечь высокие ноты, но не получаются низкие Поиграйте упражнение "нисходящая гамма", описанное в главе "Обучение игре". Когда вы подходите к низким нотам, уменьшайте давление губ, чтобы позволить трости колебаться более свободно.
У меня не получается сыграть ноты верхнего регистра Высокий регистр может быть достигнут путем смещения мундштука во рту. Расположите мундштук несколько глубже, и увеличьте давление губ.
Некоторые ноты звучат чуть выше, или чуть ниже

Изменение давления губ, что позволяет исполнителю "подтягивать" ноты, может быть причиной того, что исполнитель по неосторожности играет ноты чуть выше, или ниже. Это можно легко исправить, управляя давлением губ. Большее давление вызывает повышение тона, меньшее - понижение. Небольшая практика позволит вам почувствовать необходимое давление для правильного интонирования.

Упругость используемой трости может также влиять на строй инструмента. Если вы чувствуете, что играете ниже, чем нужно, попробуйте использовать более жесткую (т.е. с бóльшим номером) трость. Более мягкая трость может аналогичным образом помочь тем, кто играет несколько завышено.

Взято с www.perji-otmetiny.ru